Психолого-педагогическая характеристика Кристины. Несомненно, у девочки пока еще есть отставание в развитии от других детей ее возраста, но это отставание обусловлено лишь социальными факторами и при должном внимании к малышке исчезнет через непродолжительное время. В данный момент девочка как губка впитывает все, что должна была впитать в течение шести с половиной лет. Если найдется человек, который будет готов отдать ей всю свою любовь, внимание и время, то он получит уникальную возможность наблюдать становление личности не стандартным путем, из года в год, а как в ускоренной съемке: этапы останутся те же, а время прохождения их ускорится в десятки раз. На 11.03.2009 Кристина находится на уровне развития двухлетнего ребенка и физически и эмоционально. Однако интеллектуальное развитие девочки соответствует возрасту. Она пока интуитивно боится показывать все свои способности и лишь изредка, либо забываясь, либо проверяя реакцию взрослых проявляет себя.
Навыки самообслуживание не развиты, но это дело техники. Благодаря неустанной заботе обслуживающего персонала девочка за неделю научилась пользоваться горшком, снимать мокрую одежду, если «случилась неожиданность», просит вымыть ей руки, если они испачкались или если захотела есть (сказали, что перед едой мыть руки обязательно, она запомнила). Тем, кто будет находиться с девочкой сейчас необходимо помнить о том, что она активно познает мир и, что самое главное, она ХОЧЕТ научиться всему, что умеют остальные. А значит обязательно нужно объяснять ей каждое свое действие, особенно, если возможно ее участие в нем. Не только в плане социально-бытовых навыков, но и в поведенческой сфере. Например: «Ну вот, ручки вымыли, теперь поставим на стол тарелочки, возьмем ложку и будем кушать». «Покушала? Умница. Скажи «спасибо», воспитанные девочки всегда говорят «спасибо», когда покушали». И напротив, если что-то негативное проявилось в ее действиях, то обязательно нужно это отметить. Что-то типа «Ай-ай-ай, Кристиночка, разве можно так кричать! Посмотри, разве кто-то из взрослых кричит? Все очень тихо говорят, хорошие детки никогда не кричат, и тебе не нужно».
Игровая деятельность девочки развита достаточно хорошо для ее возраста. Однако все ее игры пока сосредоточены только на себе, что ранее давало возможность предположить аутизм, но после более длительного наблюдения девочки становится ясно, что это лишь следствие отсутствия общения со сверстниками. После проведения курса игротерапии и постепенного введения девочки в группу детей эти последствия социальной депривации исчезнут. Игры, предложенные взрослым девочка эмоционально поддерживает, по мере своих возможностей включается в сюжетную линию игры.
Конструктивная деятельность не развита, однако наблюдения дают возможность предположить, что это также отсутствие практики. При должном внимании и регулярной работе со специалистом она за достаточно короткий срок разовьется до уровня, соответствующего возрасту. Тем, кто будет находиться с девочкой в ближайшее время можно посоветовать использовать соленое тесто в качестве развивающего материала. Объяснить ей, для чего оно предназначено, ее ручками сатать несколько шариков и «колбасок», а потом предоставить девочке полную свободу действий во время игры. Обязательно включать в игры с девочкой такие предметы как матрешка, пирамидка, кубики. От Кристины в последние несколько недель требовали ежедневного повторения одних и тех же действий, так как ее осматривали разные специалисты по одним и тем же методикам. Вследствие этого она часто пытается завоевать расположение взрослого теми навыками, которые у нее уже «отточены» и отказывается от новой задачи. В подобной ситуации рекомендуется не хвалить девочку за ее действия, если они были произведены самостоятельно, вместо действий, которые требовал взрослый (даже если это достаточно сложное действие типа передвижения без опоры) или отметить словами типа «Умница, ты это уже умеешь, но я просила сделать … Давай теперь попробуем это».
Кристина вполне способна контролировать свою деятельность в течение непродолжительного времени, однако быстро истощается и в такие моменты нуждается в эмоциональной подпитке со стороны окружающих. С удовольствием принимает помощь, как словесную, так и практическую. Однако совершенно не способна воспользоваться направляющими советеми. Она воспринимает только конкретные просьбы и требования. Не стремится преодолеть трудности, бросает занятие, если оно вызвало какие-либо затруднения. Самостоятельно выход искать не пытается. Вот здесь восстановить нормальное отношение к занятиям будет намного сложнее, чем все остальные стороны развития. Так как это уже вполне сформировавшееся, не исключено, что наследственное свойство характера. Я бы советовала пока не трогать этот аспект, а заниматься тем, что поддается коррекции. При успешном восстановлении всех основных навыков возможно что-либо скорректировать и в данном направлении, а пока принимать ее такой, какая она есть. Направлять ее действия мягко, но без жалости (особенно следить за голосом во время произнесения требования), девочка очень чутко улавливает эмоциональное состояние собеседника и пользуется этим.
Личностные особенности ребенка пока еще скрыты от окружающих. Пока лишь возможно отметить, что эмоциональные реакции адекватны, девочка бывает раздражительна и безынициативна если ей не понравился собеседник, но совершенно не агрессивна, не навязчива и послушна. Преобладающее поведение спокойное, адекватное ситуации.На одобрение и порицание реагирует также адекватно. Что интересно, девочка воспринимает не только словесные знаки одобрения и порицания, но и эмоции окружающих, реагирует на них адекватно ситуации, даже если ни одного слова произнесено не было. Лишь изреда Кристина «выбирается из скорлупки» и показывает находящимся с ней свое истиное лицо. С одной стороны, это следствие потери зрения, с другой — глубокая социальная депривация. Она сейчас является бутончиком, который способно открыть только искренне любящее сердце.